НЕДЕЛЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Психология средствами театра
 
У каждого человека под шляпой – свой театр, где развертываются драмы, часто более сложные, чем те, что даются в театрах.
Т. Карлейль
 
Театр, если он театр, всегда рассказывает нам об одном: о том, что делается у нас в душе. Тем только и интересен.
Ю. Барбой
 
Для начала, хотелось бы определиться с тем, что такое психология и что такое театр. Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущениевосприятиепамятьмышлениевоображение), психических состояний (напряженность, мотивация, фрустрацияэмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характертемперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности. Театр — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка. Утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр. Отсюда, можно сделать вывод, что театр и психология неразделимы друг от друга.
Психология и театр всегда были тесно связаны между собой, они дополняли друг друга. Для обучения актеров используются психологические упражнения, такие как: анализ характера, эмоциональных состояний героя, вживание в образ, язык телодвижений и др.
А благодаря театральной деятельности Якоб Морено изобрел такое направление психотерапии, как психодрама. Психодрама – это групповая драматическая импровизация, с помощью которой происходит изучение внутреннего мира человека. С помощью такой терапии человек может посмотреть на себя со стороны, побывать на месте других героев, выйти за привычное видение проблемы и справиться с ситуацией. Ю.Г. Клименко писал: «Театр, моделирующий различные жизненные ситуации, способный объединять в моменте со-переживания самых разных людей, находящих личностный смысл в этих моделях, наилучшим образом осуществляет функцию групповой психотерапии, соблюдая щепетильность в сохранении инкогнито «пациентов»».
 
Так чем же полезен театр?
Каждый день, каждый час, каждую секунду нас переполняют чувства, которым необходимо выйти наружу, но мы все время сдерживаем их из-за рамок, которые возложило на нас общество с самого нашего рождения. Мы почти всегда прячем свои эмоции из-за того, что мы находимся либо «не в том месте», либо «не в то время», чтобы никто не подумал о нас ничего лишнего. А ведь это может привести к серьёзным психологическим проблемам.
Когда мы сдерживаем наше внешнее выражение эмоций, мы блокируем чувства с помощью собственных мышц. Могут сформироваться устойчивые мышечные блоки. Незаметно для нас, сдерживание эмоций приводит к:
- ослаблению дыхания;
- предрасположенности к простудным заболеваниям;
- формированию и развитию неврозов;
- безэмоциональности;
- напряженности, страха эмоционально «взорваться»;
- психосоматическим болезням.
З. Фрейд заметил, что эффект от терапии достигается лишь через переживание эмоций, а занятия актерским мастерством – это отличное средство выплеснуть из себя все накопившиеся чувства, не нарушая при этом законы современного социального общества.
В идеале, занятия театральной деятельностью должны привести участника к катарсису (в психоанализепсиходраметелесно-ориентированной терапии катарсис понимают как индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, способствующей уменьшению или снятию тревоги, Конфликта, фрустрации, посредством их вербализации или телесной экспрессии, ведущих к лечебному эффекту и лучшему пониманию себя).
Театр учит эмоциональному общению и развивает коммуникативные способности, поскольку театр – это коллективное искусство. И, если всего один из актеров стремится анализировать сложные психологические черты характера своего персонажа, то игнорирование его стараний со стороны  партнеров способно сделать безрезультатным все его усилия.
 
Так же, занятия актерским мастерством развивают такие немаловажные психические процессы как ощущения, восприятие, память, внимание и воображение. Для примера, вот некоторые упражнения, которые используют для подготовки актеров (Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. – СПб.: Изд-во «Речь», 2001.)